Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

жертва искусства

Часа два трясёшься на морозе минус двадцать в очереди в «Пушкинский», чтобы встретиться с Караваджо и Блейком.
Пара художников позади в очереди в шутку окрестили меня «жертвой искусства». Наверное, они правы. Для меня живопись и искусство вообще – вдохновение, т.е. единственное, ради чего стоит жить, истина в последней инстанции. Наверное, это и есть вера. То же самое, что и Пояс Святой Богородицы для христиан. Я, как те неграмотные крестьяне, которые не «умножают знания», а слепо верят, подхожу к картине и пытаюсь почувствовать то, что сокрыто за слоями масла.


Выставка внесла в душу смуту. Порочные крестители, прекрасные демоны...
Ожидала озарений, как от полотен Беллини в Венеции, когда веришь, чувствуешь всем существом «да, у Бога много детей», «да, есть некая божественная раса, иная, чем мы», больше никак не объяснить тот внутренний свет мадонн.
А получила сомнения…
Тёмный свет в зале, резкая светотень полотен (chiaroscuro) – и возможность смотреть на них лишь с одного ракурса, словно искусствоведы, оформляющие экспозицию, знали некую зловещую тайну.
И ещё – пир плоти! Настолько явственный, что становится не по себе. Караваджо был одним из первых проповедников реализма.

Смотришь на его Крестителей:





и думаешь, а кем они ему приходились? То есть на самом деле. Любовниками? Альтер-эго? Или это песнь естеству в том смысле, что … Рай утрачен нами не напрасно, гармония – смерть, жизнь есть асимметрия и борьба со Змием. Не в этом ли кроется драма, безысходность и мрачность картин? В невозможности победить зов плоти?
Искусствоведы не скажут, они пишут: «Караваджо прожил бурную жизнь» или «Обусловлено Контрреформацией церкви, принявшей наконец идеи и достижения Ренессанса».
Мы привыкли видеть в художнике историческую личность, выразителя идей, эпохи. Но он, прежде всего, человек со своими страданиями и страстями. И даже если работа выполнена на заказ, так или иначе в полотне отражаются эмоции, мысли, чувства, страхи, сомнения. Да, среда и эпоха формируют, но не настолько, чтобы человек чувствовал её выше личной драмы. Получается, Змий внутри, покорми его спелыми фруктами, и он сделает тебя великим.    


А великий визионер Уильям Блейк с ним согласен:


Посмотри, как невероятно прекрасен его «Сатана, торжествующий над Евой». У Блейка вообще нет уродливых лиц (общепринятое изображение зла), изображённое им зло восхищает своей красотой. Такое странное торжество сомнения, а что тогда вообще есть красота, любовь, вера, добро? Если лица прекрасны по обе стороны, как в тени, так и на свету.

А ведь Блейк считал свои произведения «видениями вечности»… 

Шла домой и думала о том, что однажды затронутая в рассказе тема о совершенстве всех человеческих чувств и эмоций («Идеальная любовь исцеляет, идеальная зависть помогает расти над собой, идеальная ненависть учит искреннему прощению. Не совершенны люди, которые не способны управлять совершенными чувствами. Вы – всего лишь дети, впервые в жизни очутившиеся за штурвалом космического корабля, летящего прямо на солнце») нераскрыта, у неё тысячи доньев может ещё открыться. Так что, пожалуй, продолжу копать и дальше. Не стоит их изгонять или контролировать, наоборот, нужно выпустить на волю и сделать своими союзниками.  


На P.S. – развлечься: «уличила» Гойю в «плагиате» :-)))

http://www.italian-art.ru/canvas/17-18_century/s/strozzi_bernardo/vanitas_old_coquette/index.php
Бернардо Строцци. Аллегория бренности. (около 1637 г.)
Пишут, вдохновила тициановская «Венера у зеркала».

http://www.grafik.org.ru/history/goya/until.html
Франсиско Гойя. Серия "Капричос". И до смерти...
(конец 1790-х - начало 1800-х гг.)

Вряд ли картины связывает какая-либо история, это одна из тех идей, которые вечно носятся в воздухе.
Да и тема Vanitas (суета, бренность, тщеславие…) никогда не утратит свою злободневность, и женщины во все времена одинаковы.

Tags: искусство, особенности восприятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments