Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

лучшая рецензия, мне бы хотелось ее на обложку...

Оригинал взят у ellinush в Марго Па "Проникновение"


Писать о книгах друзей — здесь есть некоторая сложность, даже неловкость. По двум причинам. Во-первых, о книгах друзей в ЖЖ нередко пишут по принципу «давайте говорить друг другу комплименты», ведь друзей вроде как обижать не следует. Однако никто эти комплименты всерьёз не воспринимает — дружба дружбой, мы всё понимаем, но литература литературой.... Вторая причина — прямо противоположная, её можно охарактеризовать словами «нет пророка в своём отечестве». Или только мне кажется, что за панегириками, в которых, допустим, начинающего автора ставят в один ряд с классиками позапрошлого столетия, скрывается некая издёвка? Стремление сохранить идею о равенстве всех юзеров, сопротивление мысли, что один из нас способен на что-то большее?

Даже прочитать книгу друга не как книгу друга, а как книгу вообще, не совсем просто. Но я постаралась прочитать роман Марго Па «Проникновение» как роман незнакомки. Теперь постараюсь написать о нём честно. Устроить себе допрос с лампой, направленной в глаза :)

Итак, понравилось ли мне читать эту книгу? Да, понравилось. Время, которое я проводила с книгой, было хорошим временем.

На что было похоже чтение? На реку или поток. Быстрый и сильный поток, вода абсолютна прозрачная, или очень холодная, или выносимо горячая. Возможно, минеральная вода, насыщенная, несмотря на свою прозрачность. Целебный источник.

А конкретнее? Ну хорошо, конкретнее. Сначала было ощущение, что читаю не роман, а философское эссе. Именно так: поиск значения вещей, дерзкие попытки через образ "схватить" бытие и искусство.

Нет, не только это. Ощущение, что читаю эссе, появилось из-за обилия цитат и сносок, честной работы с источниками (что, кстати, для меня было очень удобно - в этой сфере я люблю предельную ясность). Но, конечно, в философском эссе не будет такого течения образов, моментов, не будет упоительной свободы речи... «Листья плыли куда-то, сталкивались в воде и цеплялись друг за друга, но всегда расставались, продолжая свой путь в одиночестве». Или так: «Ангел тряхнул Древо жизни с фотографиями на ветвях вместо листьев, а я стоял под листопадом и смотрел, как кружатся над головой мгновения, разлетаются в разные стороны, и уже не мог понять, какой лист принадлежал какой ветке, и что было вначале, а что потом. С тех пор собираю их в альбомы, сортирую, разглаживаю смятые уголки».

В этом течении мысли вырисовались герои — четверо. И уже на следующем, третьем уровне пазлом сложился сюжет. Появились «взломщики снов»: без спросу они входят в сны тех, кто слишком близко подобрался к истине, чтобы помочь достичь света... или, попросту говоря, отправить наглецов на тот свет.

Некая «взломщица» отказывается выполнить возложенную на неё миссию, сохраняя жизнь «зарвавшемуся», и начинается история бегства, связавшая четверых. Это момент, когда с сюжетом вроде бы всё ясно, всё по законам жанра и понятно, куда автор клонит и что будет дальше... но именно здесь сюжет обрывается (кстати, в первом романе Марго Па, «Белый город», было нечто подобное — кульминация оказывалась местом обрыва первого сюжета, перехода на иной уровень повествования). Беглецам не удаётся уйти, и они попадают... Дальше рассказывать сложнее. Чем был тот город с одинаковыми статуями на бесчисленных площадях? Почему необходимо было жить на перекрёстке, у светофора? Чтобы понять, необходимо прочесть. Блуждание в метафизическом лабиринте, в поиске нити Ариадны: смысла. Но у каждого из четвёрки свой смысл, и нить тает в пальцах, а лабиринт уходит под воду...
«Волны качали лодку, как колыбель. Чудилось, теку и меняюсь, становлюсь водой – огромным зеркалом, вобравшим в себя сюрреализм чужих откровений: людей на мостах, изящное кружево дворцовых арок, сердцами распахнутые ставни домов, мозаику ракушек на стенах, покосившиеся дома из морёного дуба, солнечные площади и замшелые переулки».

Хорошо, а что не понравилось? Я же собиралась — без панегириков. Окей. Вначале я немного путалась в героях — роман написан от первого лица (т.е. первых лиц :)), героев - четверо, причём нередко они начинают монологи с размышлений без глаголов в прошедшем времени. Было бы неплохо ввести какую-то систему обозначений, вроде системы кружочков-квадратиков в «Письмовнике» Шишкина, где «её» письма отделялись кругом, «его» — квадратом. С другой стороны, то, что монологи были стилистически однородны, мне нравилось, я воспринимала героев скорее как юнгианскую четвёрку психологических функций личности, чем как независимых друг от друга людей (и оказалась недалека от истины, но это секрет). Вторая придирка: мне показалось странным отождествление кельтской мифологии с германской. Мы уже когда-то обсуждали этот вопрос с Марго, но она осталась при своём мнении. Видимо, у нас были разные источники (на свои источники она даёт ссылки, но я пока что не углублялась, вопрос для меня, честно говоря, не принципиальный).

Вообще переплетение культурных и философских концепций в книге безумное, от эзотерики до Сартра, от переселения душ до результатов нейрологических экспериментов, и я бы сказала, что невозможно привести всё это к общему знаменателю... Но Марго Па, уверенная, что «религии пересекаются и скрещиваются», переступила через «невозможно» и смогла создать стилистически «гладкий» текст с чёткой структурой идей (видимо, от сочетания этой стилистической и идейной "прозрачности" с насыщенностью у и меня возникла ассоциация с минеральной водой). При всей эклектике - никакой эклектики. Видимо, сама Марго, её внутренний мир стал той точкой, в которой пересеклись мировоззрения и религии, и возникло нечто целостное и необъяснимое... роман, написанный во сне.
Tags: Проникновение, отзывы - искры тепла
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments