Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

перечитывая "Мастера и Маргариту"

Мои родители (Светлана и Николай), фанаты Булгакова, так меня и назвали Маргарита Николаевна. И ни в садике, ни в школе, ни в универе, ни далее никто не обращался ко мне по фамилии: Марго всегда и везде (в любом коллективе) одна, две рядом не уживаются)))
Впервые я прочитала роман в 15. Настолько врезался в память, что ... взялась перечитывать только сейчас, спустя 20 лет, уже как воспоминания.
И поняла, что кроме Воланда*, так или иначе, в жизнь претворилось всё.  Начиная с даты моего рождения, "зашифрованной" в главах явлений мастера и Маргариты (13 - 4-ка в сумме, согласно мифологии, знак апреля месяц рождения богов, и 19 соответственно, и необходимость всю жизнь бороться-доказывать-опровергать "но ты же женщина! нет, я писатель!"), моё "не верь, не бойся, НЕ ПРОСИ" (девиз одного из средневековых рыцарских орденов, а отнюдь не зеков), подкова, подаренная мамой на счастье, Москва, начавшаяся для меня с Патриарших, переулки с особняками, куда нас вечно затягивает из толчеи Старого Арбата, скамейки в Александровском саду, кровь и последняя из дворянского рода Серовых, чью историю как раз сейчас и пишу (точнее, пока только пытаюсь, без уверенности, что что-нибудь вообще получится "прозреть" век спустя), встреча в 30... Много чего. О самых трагичных совпадениях я здесь – на широкий круг – промолчу.

Расскажу о волшебстве:

Первое иллюстрированное издание "Мастера и Маргариты" родилось не где-нибудь, а в моей Карелии, в городе Петрозаводск!

и ещё одном мастере:

Художник Андрей Харшак:
«В это же время работали замечательные московские художники: Калиновский, Новожилов, но их иллюстрации, изданные в книгах, увидели свет несколько позже. У меня есть все основания предполагать, что из тех художников, кому удалось осуществить иллюстрированные издания «Мастера и Маргариты», я был первым. Конечно, я этим горжусь.
В моей биографии есть только две книги, которые я выбрал сам, чему очень рад: «Мастер и Маргарита» и «Преступление и наказание» — последнее мое издание, осуществленное в книге, вышедшее в издательстве «Вита Нова». Там пятьдесят картинок, в «Мастере и Маргарите» — тридцать. Это три года чистой работы, с 1987 до 1990. Все эти годы я пытался найти издателя. Это было непросто: мне отказали и питерские, и московские издательства, несмотря на помощь замечательного художника Дмитрия Спиридоновича Бисти, который пытался как-то пристроить эти вещи. Я очень благодарен петрозаводскому издательству «Карелия», где я встретил редактора, знавшего еще моего папу, который работал там в начале 1950-х, и фактически мне был предоставлен карт-бланш.
Первое издание 1991 года было напечатано тиражом десять тысяч экземпляров, для Советского Союза необыкновенно раритетным: в то время это очень маленький тираж, таких практически и не было, в основном сто — сто пятьдесят тысяч. Издательство выпустило второе издание через четыре года, в котором изменена была только суперобложка. Тогда гонорар был не очень большой, и мне было позволено за свой счет выкупить достаточно большое количество экземпляров. Поскольку тираж вышел в Петрозаводске в издательстве «Карелия», мы с женой Наташей на «Жигуленке» зимой на летней резине ездили за ним, набив машину коробками с книгами. В общем, поездка была непростая. А сейчас об этой книге не знают букинисты: у меня расходятся мои экземпляры издания, и я пытался найти где-нибудь еще, но ее нет даже в «Старой книге».

16_mim

17_mim

07_mim

03_mim

01_mim




Подробнее в статье "Дело мастера": http://art1.ru/art/delo-mastera/
Еще иллюстрации: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/harshak/


 * впрочем, кто знает, а вдруг Воланд и есть мой незримый Муз? он же вездесущен...
Tags: lytdybr, Фигуры памяти, литература
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments