Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Военный жест любви и "Циники" А. Мариенгофа

Моя бабушка мне как-то рассказала о "военном жесте любви".
09192e19eee9dc3368242b141118d904
И во время войны люди были живы и молоды, им тоже хотелось любить и танцевать не меньше, чем нам сегодняшним. Они знали: дана лишь одна жизнь, она проходит сейчас - на войне и может оборваться в любую минуту.
Танцевали под гармонь или позже - под радиолу. Такие самопроизвольные танцы. Может быть, играли "Утомлённое солнце", а может, что-то другое. Мужчина обнимал девушку за талию одной рукой, второй брал её ладонь в свою. Жест, когда нежно проводят большим пальцем по ладони означал: "Пойдём со мной. Меня завтра убьют". И девушки шли даже после нескольких минут знакомства-влюблённости, и предстояла первая и последняя ночь вдвоём. Это всё, что они могли дать солдату и взять себе от него на память. Моя бабушка во время войны была ребёнком, но жест пережил войну, и она узнала о нём уже в юности.  Демографический кризис, женщины мечтали хоть так ребёнка родить...
Я часто думаю о них, - о тех, для кого "простое человеческое счастье казалось высшей и недостижимой ценностью", может, поэтому я так люблю Ремарка. Долго искала его "искорки на ветру" в другой прозе. Уже отчаялась. Нашла этой осенью.
В романе "Циники" Мариенгофа узнала знакомую интонацию и невероятно живой - щемящий язык. Правда, Мариенгоф более жесток и холоден, впечатление создаётся за счёт отстранённого и до невозможности пристального наблюдения за человеческими эмоциями. Словно сердце разделывают, как одну-единственную выловленную рыбёшку: нежно соскребают все чешуйки, аккуратно режут на тонкие ломтики, поджаривают на медленном огне, чтобы не пригорела. Другой ведь не будет.
Пожалуй, соглашусь с Бродским: это лучший русский роман 20 века.
И это роман о любви. Читала и подумалось, что все великие романы пишутся только о любви. Я раньше считала, что серьёзные вещи пишутся не о любви, а ради идеи. Считала любовь мотивацией поступков, вектором, движущей силой романа. А сейчас понимаю: любовь и есть цель.

"....Осеннее солнце словно желтый комок огня. Безумный циpкач закинул в небо факел, которым он жонглировал. Факел не пожелал упасть обратно на землю. Моя любовь тоже не пожелала упасть на землю. А ведь какие только чудовищные штуки я над ней не проделывал!
... Жалкий фигляpишка! Ты заставил пестрым колесом ходить по дуpацкой аpене свою любовь, заставил ее проделывать смертельные сальто-моpтале под брезентовым куполом. Ты награждал ее звонкими и увесистыми пощечинами. Мазал ее картофельной мукой и дpянными pумянами. Hа заднице нарисовал сердце, истекающее кровью. Hаpяжал в разноцветные штанины. Она звенела бубенчиками и строила pожи, такие безобразные, что даже у самых наивных вместо смеха вызывала отвращение. А что вышло? Заброшенная безумьем в небо, она повисла там желтым комком огня и не пожелала упасть на землю".

 


Траншеи вместо могил, которые роют окопокопательными машинами, тиф, падающие лошади, людоедство и поедание трупов из газетных вырезок на фоне дневника "Ольга скончалась в восемь часов четырнадцать минут. А на земле как будто ничего и не случилось." меркнут. Военный коммунизм сменяется НЭПом, близится война. А любовь одна на все времена, и она поднимает любящего над любой реальностью. У каждого из нас - своя вселенная, как бы цинично это ни звучало.

P.S.
Честно? Хотела бы я ТАК писать. Но наверное, мне для этого потребуется перестрадать ещё тысячу лет, если людям будет позволено обрести бессмертие во плоти.
И да, я невежда, раз не прочитала - не нашла этой книги раньше. Но каждому из нас нужная книга даётся вовремя.
Tags: Фигуры памяти, литература, особенности восприятия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments