Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Милан Кундера. Искусство романа

Цитаты:

Единственное право романа на существование - раскрыть то, что может раскрыть один только роман. Роман, который не раскрывает ни одного доселе не изведанного элемента бытия, аморален. Познание - единственная мораль романа.

Новое время лелеяло мечту о человечестве, разделенном на множество цивилизаций, которое в один прекрасный день должно обрести единство и вместе с ним вечный мир. Сегодня история планеты составляет наконец неделимое целое, но это единство  воплощается и укрепляется войной, то и дело возникающей в разных местах. Единство человечества означает вот что: никто не может никуда вырваться.

Преемственность открытий (а не накопление написанного) составляет историю романа... И мы знаем теперь, как умирает роман: он не исчезает - останавливается его история - после нее остается лишь период повторов, когда роман воспроизводит лишь свою форму, лишенную духа. Получается, это потаенная смерть, которая приходит незаметно и никого не поражает... Это романы после завершения истории романа.

Дух романа - это дух сложности. Каждый роман словно говорит своему читателю:  "Все гораздо сложнее, чем ты думаешь".

Персонаж не старается притвориться живым существом. Это существо воображаемое. Экспериментальное эго автора.

Романист не историк.  Роман исследует не реальность, но существование. А существование — это не то, что произошло, существование — это поле человеческих возможностей, всё, чем человек мог стать, всё, на что он способен.  Романист  чертит карту существования и открывает ту или иную возможность человека.

Сочинить роман - это значит расположить рядом разные эмоциональные пространства.

Нежность - это бегство от возраста зрелости.

Критерий зрелости: способность сопротивляться символам. Но человечество все больше молодеет.

Желание соединить эротическое приключение с идиллией - это сама суть гедонизма и причина, по которой идеал гедонизма недостижим для человека.

Кафкианство:
Замкнутость в шутке собственной жизни, как рыбка в аквариуме. Шутка смешна лишь для тех, кто находится перед аквариумом; кафкианство, напротив, вовлекает нас вовнутрь, в недра шутки, в ужас комического. ... лишая жертв единственного утешения, на которое они могли бы надеяться: того, что присутствует в величии трагедии (истинном или мнимом).
Не проклятие одиночества, а оскверненное одиночество - вот навязчивая идея Кафки!

Не воспринимать искусство - это не беда. Можно не читать Пруста, не слушать Шуберта и при этом жить в мире с окружающим. Но музоненавистник не хочет жить в мире. Его мучит чувство унижения от одного лишь существования того, что недоступно его пониманию, и он это ненавидит.

Предательство - это желание выйти из строя. Предательство - это значит нарушить строй и идти в неведомое.

Стремление вторгнуться в частную жизнь другого человека - это извечная форма агрессивности, которая сегодня сделалась нормой.

Путь от эскиза к произведению мы проходим на коленях (Владимир Голан)

Согласно известной метафоре, романист разбирает дом своей жизни, чтобы из его кирпичей выстроить другой дом: дом своих романов. Биографы романиста разрушают то, что он построил, и строят то, что он разрушил.

Лишь когда человек стар, его уже не волнуют взгляды окружающей толпы, взгляды на будущее. Он один на один со своей близкой смертью, а у смерти нет ни ушей, ни глаз, ему не нужно ей нравиться, он может делать и говорить то, что нравится ему самому.

Книги печатают все более и более мелким шрифтом. Представляю себе конец литературы: понемногу, незаметно для всех, буквы сделаются такими крошечными, что станут совсем невидимыми.

"Человек думает, Бог смеется".
Tags: литература
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments