Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Милан Кундера. Искусство романа

Цитаты:

Единственное право романа на существование - раскрыть то, что может раскрыть один только роман. Роман, который не раскрывает ни одного доселе не изведанного элемента бытия, аморален. Познание - единственная мораль романа.

Новое время лелеяло мечту о человечестве, разделенном на множество цивилизаций, которое в один прекрасный день должно обрести единство и вместе с ним вечный мир. Сегодня история планеты составляет наконец неделимое целое, но это единство  воплощается и укрепляется войной, то и дело возникающей в разных местах. Единство человечества означает вот что: никто не может никуда вырваться.

Преемственность открытий (а не накопление написанного) составляет историю романа... И мы знаем теперь, как умирает роман: он не исчезает - останавливается его история - после нее остается лишь период повторов, когда роман воспроизводит лишь свою форму, лишенную духа. Получается, это потаенная смерть, которая приходит незаметно и никого не поражает... Это романы после завершения истории романа.

Дух романа - это дух сложности. Каждый роман словно говорит своему читателю:  "Все гораздо сложнее, чем ты думаешь".

Персонаж не старается притвориться живым существом. Это существо воображаемое. Экспериментальное эго автора.

Романист не историк.  Роман исследует не реальность, но существование. А существование — это не то, что произошло, существование — это поле человеческих возможностей, всё, чем человек мог стать, всё, на что он способен.  Романист  чертит карту существования и открывает ту или иную возможность человека.

Сочинить роман - это значит расположить рядом разные эмоциональные пространства.

Нежность - это бегство от возраста зрелости.

Критерий зрелости: способность сопротивляться символам. Но человечество все больше молодеет.

Желание соединить эротическое приключение с идиллией - это сама суть гедонизма и причина, по которой идеал гедонизма недостижим для человека.

Кафкианство:
Замкнутость в шутке собственной жизни, как рыбка в аквариуме. Шутка смешна лишь для тех, кто находится перед аквариумом; кафкианство, напротив, вовлекает нас вовнутрь, в недра шутки, в ужас комического. ... лишая жертв единственного утешения, на которое они могли бы надеяться: того, что присутствует в величии трагедии (истинном или мнимом).
Не проклятие одиночества, а оскверненное одиночество - вот навязчивая идея Кафки!

Не воспринимать искусство - это не беда. Можно не читать Пруста, не слушать Шуберта и при этом жить в мире с окружающим. Но музоненавистник не хочет жить в мире. Его мучит чувство унижения от одного лишь существования того, что недоступно его пониманию, и он это ненавидит.

Предательство - это желание выйти из строя. Предательство - это значит нарушить строй и идти в неведомое.

Стремление вторгнуться в частную жизнь другого человека - это извечная форма агрессивности, которая сегодня сделалась нормой.

Путь от эскиза к произведению мы проходим на коленях (Владимир Голан)

Согласно известной метафоре, романист разбирает дом своей жизни, чтобы из его кирпичей выстроить другой дом: дом своих романов. Биографы романиста разрушают то, что он построил, и строят то, что он разрушил.

Лишь когда человек стар, его уже не волнуют взгляды окружающей толпы, взгляды на будущее. Он один на один со своей близкой смертью, а у смерти нет ни ушей, ни глаз, ему не нужно ей нравиться, он может делать и говорить то, что нравится ему самому.

Книги печатают все более и более мелким шрифтом. Представляю себе конец литературы: понемногу, незаметно для всех, буквы сделаются такими крошечными, что станут совсем невидимыми.

"Человек думает, Бог смеется".
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments