Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

О великих анонимах

АНОНИМУС

Цитаты:
"...исторический период называют спустя три тысячелетия именем поэта. Целая эпоха нарекается гомеровской. Подобно тому, как рубеж XIII и XIV веков Италии назван эпохой Данте... или рубеж XVI и XVII веков в Англии - шекспировским. Эти имена - рубеж, точка отсчета, всегда начало новой эпохи в культуре, создание нового языка, не бывших до того форм художественного сознания, открытия нового мира современникам и потомкам.
...Что известно о Гомере? Почти ничего и очень многое. Он был, согласно утверждению, слепым, нищим бродячим аэдом. Но уже в те времена Гесиод называет его "богоравным", за мудрость Гомера соревнуются 7 городов. Время всегда знает о своих бессмертных, вопрос лишь в том, как оно к ним относится. Как бы ни относилось, но всегда неадекватно...
... У Гомера был свой первообраз. Орфей.
... Подобно Орфею поэт Данте... не спускался ли в Ад? Не была ли тень Беатриче поздним эхом, рефреном Эвридики?

...И почему тот единственный, чьё имя известно всем, анонимен? Нужна ли поэту, скитальцу и страннику, биография?  Что может объяснить в гениальности Шекспира факт того, был ли он сыном мясника или лорда Редклифа?  Шекспир повторил идеальную орфическую биографию, или вернее, ее отсутствие. Он весь без остатка воплотился и растворился в своей поэзии.
...Имя Шекспир иногда переводится, как "потрясающий копьем". Знак копья, мы знаем, священный. Распятый на нем Вотан (Один) получил откровение через магию письменных рун.

...Образ певца и поэта всей европейской и российской традиции очевидно складывается под влиянием сложного кода образа сказителя аэда ранней античной культуры.
Даже более того: анонимность и отсутствие биографии фактов - уже есть пример биографии поэта. Подчеркиваются лишь две черты: тема странствий (внедомность) и отношение к призванию.
... Булгаковский Мастер - анонимен ... герои "возникают" в романе, как на сцене ***
... В поэтическом странничестве гомеровской традиции не только внедомность при жизни, но и внедомность, внепространственность посмертно. Внятность всяк сущему языку и времени...
...Любой поэт хочет создать свою вселенную, своих героев, т.е. уподобиться Демиургу...
...Тайна - вот стимул любого немеркнущего интереса к истории, искусству, гению".

Паола Волкова "Мост через бездну" (книга первая)

*** Хочется ещё добавить: А Старый Арбат - улица Орфеев, менестрелей c гитарой и шапкой для подаяний у ног.
И вспоминается наш давний спор о том, что значит имя для художника:
Первые ратуют за то, что текст должен быть безымянным и сам пробивать себе дорогу к читателю (чтобы личность автора не мешала воспринимать и не возвеличивала / не низводила текст), такой классический взгляд.
И второй (более современный, гражданский), требующий имя и биографию, мол, автор должен отвечать за свои слова, чтобы сразу было понятно, кого на руках носить, а кому морду бить.
Подумалось (о втором), а перед кем отвечать? Современники всё равно не поймут и не оценят, а с далёкими потомками не встретишься никогда.
А ещё, наверное, каждому творческому человеку хочется отделить свою творческую жизнь от личной и от повседневности вообще.
Или наоборот - слить-сплавить воедино, воплотившись в том, что делаешь?
Tags: Маски, Фигуры памяти, искусство, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments