Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

О великих анонимах

АНОНИМУС

Цитаты:
"...исторический период называют спустя три тысячелетия именем поэта. Целая эпоха нарекается гомеровской. Подобно тому, как рубеж XIII и XIV веков Италии назван эпохой Данте... или рубеж XVI и XVII веков в Англии - шекспировским. Эти имена - рубеж, точка отсчета, всегда начало новой эпохи в культуре, создание нового языка, не бывших до того форм художественного сознания, открытия нового мира современникам и потомкам.
...Что известно о Гомере? Почти ничего и очень многое. Он был, согласно утверждению, слепым, нищим бродячим аэдом. Но уже в те времена Гесиод называет его "богоравным", за мудрость Гомера соревнуются 7 городов. Время всегда знает о своих бессмертных, вопрос лишь в том, как оно к ним относится. Как бы ни относилось, но всегда неадекватно...
... У Гомера был свой первообраз. Орфей.
... Подобно Орфею поэт Данте... не спускался ли в Ад? Не была ли тень Беатриче поздним эхом, рефреном Эвридики?

...И почему тот единственный, чьё имя известно всем, анонимен? Нужна ли поэту, скитальцу и страннику, биография?  Что может объяснить в гениальности Шекспира факт того, был ли он сыном мясника или лорда Редклифа?  Шекспир повторил идеальную орфическую биографию, или вернее, ее отсутствие. Он весь без остатка воплотился и растворился в своей поэзии.
...Имя Шекспир иногда переводится, как "потрясающий копьем". Знак копья, мы знаем, священный. Распятый на нем Вотан (Один) получил откровение через магию письменных рун.

...Образ певца и поэта всей европейской и российской традиции очевидно складывается под влиянием сложного кода образа сказителя аэда ранней античной культуры.
Даже более того: анонимность и отсутствие биографии фактов - уже есть пример биографии поэта. Подчеркиваются лишь две черты: тема странствий (внедомность) и отношение к призванию.
... Булгаковский Мастер - анонимен ... герои "возникают" в романе, как на сцене ***
... В поэтическом странничестве гомеровской традиции не только внедомность при жизни, но и внедомность, внепространственность посмертно. Внятность всяк сущему языку и времени...
...Любой поэт хочет создать свою вселенную, своих героев, т.е. уподобиться Демиургу...
...Тайна - вот стимул любого немеркнущего интереса к истории, искусству, гению".

Паола Волкова "Мост через бездну" (книга первая)

*** Хочется ещё добавить: А Старый Арбат - улица Орфеев, менестрелей c гитарой и шапкой для подаяний у ног.
И вспоминается наш давний спор о том, что значит имя для художника:
Первые ратуют за то, что текст должен быть безымянным и сам пробивать себе дорогу к читателю (чтобы личность автора не мешала воспринимать и не возвеличивала / не низводила текст), такой классический взгляд.
И второй (более современный, гражданский), требующий имя и биографию, мол, автор должен отвечать за свои слова, чтобы сразу было понятно, кого на руках носить, а кому морду бить.
Подумалось (о втором), а перед кем отвечать? Современники всё равно не поймут и не оценят, а с далёкими потомками не встретишься никогда.
А ещё, наверное, каждому творческому человеку хочется отделить свою творческую жизнь от личной и от повседневности вообще.
Или наоборот - слить-сплавить воедино, воплотившись в том, что делаешь?
Tags: Маски, Фигуры памяти, искусство, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments