Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

"Корабль дураков", или о причинах фашизма

Фильм Стэнли Крамера "Корабль дураков" снят по одноименному роману Кэтрин Энн Портер.
Произведение, по мнению критиков, претендующее ни много, ни мало - на исследование корней фашизма.



После просмотра соглашаешься с ними в этом. Картина многослойная, глубокая. Действительно претендует...
Основная мысль: "Чтобы не выглядеть глупцами, мы согласны выполнять любые приказы".
Да, люди - трусы, больше всего боятся оступиться, опозориться, угодить в изгнание, ведь мы все - стадо, по одиночке вымрем.
Герои на корабле. У каждого - своя судьба, так или иначе, переплетающаяся с судьбой Германии накануне...
Самая жуткая сцена:
Еврей-коммивояжер: "Да нас, евреев, в Германии - миллион, никто, больше нас, для нее СТОЛЬКО не сделал, неужели они всех нас...?"
Человек будущего (знающий, что да, всех вас, таких талантливых, замечательных..., Рейх за ваш счет озолотился) холодеет на этом кадре...
Цитата:
"- Во всем виноваты велосипедисты и евреи!
- А почему велосипедисты?
- А почему евреи?"
И слова к зрителям "всезнающего юродивого" в конце фильма: "Вы, наверное, хотите спросить, какое отношение это имеет к Вам? Никакого".
И офицер со свастикой на рукаве, галантно подающий руку героям, сходящим на новый берег, в новый мир...
После просмотра кажется, что дело не только в том, что "никакого отношения", не в человеческой слепоте и равнодушии даже, а в том, что...
Как говорила моя бабушка:
"Крестьянам некогда думать, кто царь, и какая там война, революция... многие даже не знали. Им бы землю засеять вовремя, чтоб урожай был, иначе не выжить. Приспосабливаются..."
Думается, все войны происходят оттого, что одни пашут, не поднимая головы, наивно полагая, что если каждый будет заботиться о своем саде-огороде, на земле наступит рай. Вторые хотят всё и сразу, смотрят, как "те, кто не похож на нас, живут" и "вот обобрать бы, ибо несправедливо всё им-то". Получается, одним некогда следить за порядком, а другие созданы его нарушать. Одни поглощены своей жизнью, а другим - подавай чужую, и не одну.
Но и этого недостаточно. Дело в том, что фашизм у нас всех - в крови. Мы с детства привыкли делить людей на "своих и чужих". Это как неистребимые, врожденные раковые клетки: у кого-то спят всю жизнь - и человек вроде здоров, а у кого-то активизируются - и начинается безумие, смертоубийство.
Пресловутые 2 категории: "Мы и Они" - в основе выживания, как чувство самосохранения.
Страх перед "Они" звучит в устах героини Элизабет Эшли:
Цитата:
"- Мне бы не хотелось, чтобы у людей на нижней палубе были в руках ножи!
- Но он - художник, нож - инструмент для работы!
- И все равно... Мало ли что они с нами сделают?"
Наверное, корень всех зол в этом чувстве. У кого-то оно - испепеляющая ненависть ко всем инакомыслящим-инаковыглядящим, а у кого-то - страх или пассивное отвращение.
И поможет нам, наверно, только волшебная прививка (как у Лема в "Возвращении со звезд"), избавляющая людей от агрессии, или ген какой-нибудь убрать, что само по себе тоже вмешательство в природу и потому насилие.
Словом, фильм на все времена, актуален сегодня как никогда.


P.S. О кинокартине в целом:
Вечно молодящимся девочкам за 40:
Вы правы, пожалуй, и не правы. Всегда думала, что возраст красит лишь мужчин. А тут увидела Вивьен Ли (последняя роль) в образе женщины за 40, и влюбилась! Никогда она мне не нравилась, но в этом фильме столько в ней грации... Жаль, что больше не снималась. Потрясающая красавица стала с возрастом!
Непризнанным гениям:
Сюжетная линия: бейсболист-неудачник страдает из-за пропущенного мяча.
Цитата: "А вы знаете, что в мире 875 миллионов человек даже не знает, что такое кручёный мяч?". Перефразируйте: "А вы знаете, что в мире миллионы людей не слышали ни о Ван Гоге, ни о Кафке? И при этом умны, успешны, счастливы, богаты?". Задумайтесь! И не придавайте тому, что делаете, "смертельную" серьезность ))))
Мне лично, и таким же неудачникам:
Судовой врач, Вилли (кому принадлежит сентенция фильма - фраза о глупцах) - это я. И мы вовсе не потому не сходим на берег и умираем потом от сердечного приступа, что боимся показаться глупцами, а потому что выдумали себе какие-то обязанности - груз ответственности - перед другими людьми, которых мы толком и не знаем, а значит, не знаем и что именно им нужно.
А может, и не нужна никому эта наша жертва? Самообман всё это? Просто нам страшно представить, что никто не нуждается в нас НАСТОЛЬКО, что мы вовсе не так уж незаменимы?
Tags: кино, особенности восприятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments