Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Процесс

Некоторые сны упорно возвращаются. Повторяются снова и снова, разнясь лишь деталями, вариациями...
Снится комната свиданий в тюрьме. И мои близкие умоляют меня сказать, в чём моя вина, чтобы помочь мне подать апелляцию. Но я невиновна. А в чем меня обвиняют, никто не говорит. Безысходность какая-то... На этот раз грозило семь лет.
Некоторые книги упорно перечитываются. Я связана с Францем Кафкой, что-то вечно меня подталкивает к его текстам.
Замок, Пропавший без вести, Дневники, Созерцание, молчащие скалы Прометея, теперь вот к Процессу опять вернулась.
Читая, думала словами Хемингуэя: "В честном романе каждый видит свою войну".
Перечитывала на этот раз, как о себе. Процесс ведь и есть творческий путь. Если талантлив, всю жизнь придется доказывать, что не бездарь и "имеешь право творить".
"Вина притягивает правосудие"
(Обвиняют всегда того, кто что-то пытается делать. Безделье не за что судить).
[Если бы...]"Если бы в воскресенье сидел дома, не пошел бы на заседание, вел обычный образ жизни, он был бы в тысячу раз выше этих людей и мог бы любого из них убрать одним пинком".
(Свободное творчество, без оглядки  на "примут-не примут", развязывает руки. Но без "знака качества" публикаций его сочтут графоманью, т.е. твори, но за пределами нашей жизни, не признали -  значит нет тебя).
"Если бы я всех этих судей написал на холсте, и вы стали бы защищаться перед холстами, вы бы достигли больших успехов, чем защищаясь перед настоящим судом"
(От чьих субъективных оценок зависит признание (оправдание)? Невозможно оценить творческий труд объективно.
 К тому же никто, по большому счету, никому не нужен. Все, что мы делаем, важно только для нас самих).
"Приговор не выносится сразу, но само разбирательство постепенно превращается в приговор".
Истории признания: "О старых судебных процессах сохранились только легенды".
(Хороший писатель -  мертвый писатель. Читайте книги мертвых, после смерти автора в книге проступает истина).
И наконец, притча о вратах Закона.
"Всегда свободный человек выше связанного (привратника). Он может уйти, когда захочет, лишь вход в недра Закона ему воспрещается. А он просиживает у врат на лавочке всю свою жизнь..."
Да, так оно и есть, не будешь же всю жизнь писать "в стол", рано или поздно все равно придется стучать во все двери. И даже если все двери будут закрыты, покажите мне хоть одного человека, который добровольно бы отрекся от вдохновения? Не верю, что есть такие. Слова - это все, слова - это мы сами. По сути, это самоотречение, или даже самоубийство.
"Как собака", - последние слова приговоренного к смерти Йозефа К.
Недавно только вспоминала о том, что без языка человек становится на уровень животного...

Похожее восприятие Кафки встречала у Милана Кундеры в книге "Искусство романа":
Предельная автономность, пишет он о романах, замкнутость, сосредоточенность на себе и своем внутреннем мире.  Считать его пророком, пытающимся что-либо предугадать в обществе, неверно. Нет ни политики, ни футурологии в его книгах.
В глазах Поэта История параллельна его собственной, общественное - зеркало личного.
Т.е. Кафка свои личные (семья, бюро, творчество) переживания расширил до пределов Вселенной, столь трагичны и невыносимы они были, столь СИЛЬНЫ.

И другие произведения можно читать с этой точки зрения:
Пропавший без вести - о том, как тонешь в незнакомом материале, пропадаешь в чужой стране, но знаешь, что должен выплыть... Кафка писал Америку по почтовым открыткам... Статуя Свободы держит в руках не факел, а меч. Какое пророчество из незнания! Америка - воинствующая держава, чьи политики открыто заявляют, что для поддержания экономики и духа свободы в стране им непрестанно нужна война...
Замок - абсурдное существование по ошибке, можно прочитать как мотив самозванца: а имею ли я вообще право писать (находиться здесь, в этом мире)?
"Прометей" - необъяснимые молчащие скалы, которым нет дела до узника... Никому из писателей не удавалось остановить время; сохранить, передать - да, но не остановить.


Пишут же о самом главном. А что главное? "Я должен писать!" в дневниках Кафки звучит как "Я должен жить!"
Писал в проходной комнате, куда вламывались его родственники, убеждая себя в том, что если не состоянии писать прозу, должен писать хотя бы дневник. Как это страшно! и до боли знакомо - тоже всю жизнь пишу на коленке. И дальше - о стремительном уходе из дома поздно вечером, когда можно почувствовать настоящее русское одиночество. Он любил Достоевского.
Как-то слышала о себе: мол, люди для тебя не более, чем препятствие на пути раздумий, а писатель ДОЛЖЕН любить людей.  Вот сейчас понимаю, что некоторые всё же черпают из себя - изнутри, а внешний мир, бесцеремонно вторгаясь со своими "бытовыми" сюжетами, им только мешает.
Это и есть кафкианство, или осквернённое одиночество, о котором упоминает Кундера.

Нашла замечательный портрет Франца Кафки в сети, кисти современного художника:
4893
(Andreas Noßmann: www.nossmann.org)

Tags: литература, мои сны, особенности восприятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments