Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Процесс

Некоторые сны упорно возвращаются. Повторяются снова и снова, разнясь лишь деталями, вариациями...
Снится комната свиданий в тюрьме. И мои близкие умоляют меня сказать, в чём моя вина, чтобы помочь мне подать апелляцию. Но я невиновна. А в чем меня обвиняют, никто не говорит. Безысходность какая-то... На этот раз грозило семь лет.
Некоторые книги упорно перечитываются. Я связана с Францем Кафкой, что-то вечно меня подталкивает к его текстам.
Замок, Пропавший без вести, Дневники, Созерцание, молчащие скалы Прометея, теперь вот к Процессу опять вернулась.
Читая, думала словами Хемингуэя: "В честном романе каждый видит свою войну".
Перечитывала на этот раз, как о себе. Процесс ведь и есть творческий путь. Если талантлив, всю жизнь придется доказывать, что не бездарь и "имеешь право творить".
"Вина притягивает правосудие"
(Обвиняют всегда того, кто что-то пытается делать. Безделье не за что судить).
[Если бы...]"Если бы в воскресенье сидел дома, не пошел бы на заседание, вел обычный образ жизни, он был бы в тысячу раз выше этих людей и мог бы любого из них убрать одним пинком".
(Свободное творчество, без оглядки  на "примут-не примут", развязывает руки. Но без "знака качества" публикаций его сочтут графоманью, т.е. твори, но за пределами нашей жизни, не признали -  значит нет тебя).
"Если бы я всех этих судей написал на холсте, и вы стали бы защищаться перед холстами, вы бы достигли больших успехов, чем защищаясь перед настоящим судом"
(От чьих субъективных оценок зависит признание (оправдание)? Невозможно оценить творческий труд объективно.
 К тому же никто, по большому счету, никому не нужен. Все, что мы делаем, важно только для нас самих).
"Приговор не выносится сразу, но само разбирательство постепенно превращается в приговор".
Истории признания: "О старых судебных процессах сохранились только легенды".
(Хороший писатель -  мертвый писатель. Читайте книги мертвых, после смерти автора в книге проступает истина).
И наконец, притча о вратах Закона.
"Всегда свободный человек выше связанного (привратника). Он может уйти, когда захочет, лишь вход в недра Закона ему воспрещается. А он просиживает у врат на лавочке всю свою жизнь..."
Да, так оно и есть, не будешь же всю жизнь писать "в стол", рано или поздно все равно придется стучать во все двери. И даже если все двери будут закрыты, покажите мне хоть одного человека, который добровольно бы отрекся от вдохновения? Не верю, что есть такие. Слова - это все, слова - это мы сами. По сути, это самоотречение, или даже самоубийство.
"Как собака", - последние слова приговоренного к смерти Йозефа К.
Недавно только вспоминала о том, что без языка человек становится на уровень животного...

Похожее восприятие Кафки встречала у Милана Кундеры в книге "Искусство романа":
Предельная автономность, пишет он о романах, замкнутость, сосредоточенность на себе и своем внутреннем мире.  Считать его пророком, пытающимся что-либо предугадать в обществе, неверно. Нет ни политики, ни футурологии в его книгах.
В глазах Поэта История параллельна его собственной, общественное - зеркало личного.
Т.е. Кафка свои личные (семья, бюро, творчество) переживания расширил до пределов Вселенной, столь трагичны и невыносимы они были, столь СИЛЬНЫ.

И другие произведения можно читать с этой точки зрения:
Пропавший без вести - о том, как тонешь в незнакомом материале, пропадаешь в чужой стране, но знаешь, что должен выплыть... Кафка писал Америку по почтовым открыткам... Статуя Свободы держит в руках не факел, а меч. Какое пророчество из незнания! Америка - воинствующая держава, чьи политики открыто заявляют, что для поддержания экономики и духа свободы в стране им непрестанно нужна война...
Замок - абсурдное существование по ошибке, можно прочитать как мотив самозванца: а имею ли я вообще право писать (находиться здесь, в этом мире)?
"Прометей" - необъяснимые молчащие скалы, которым нет дела до узника... Никому из писателей не удавалось остановить время; сохранить, передать - да, но не остановить.


Пишут же о самом главном. А что главное? "Я должен писать!" в дневниках Кафки звучит как "Я должен жить!"
Писал в проходной комнате, куда вламывались его родственники, убеждая себя в том, что если не состоянии писать прозу, должен писать хотя бы дневник. Как это страшно! и до боли знакомо - тоже всю жизнь пишу на коленке. И дальше - о стремительном уходе из дома поздно вечером, когда можно почувствовать настоящее русское одиночество. Он любил Достоевского.
Как-то слышала о себе: мол, люди для тебя не более, чем препятствие на пути раздумий, а писатель ДОЛЖЕН любить людей.  Вот сейчас понимаю, что некоторые всё же черпают из себя - изнутри, а внешний мир, бесцеремонно вторгаясь со своими "бытовыми" сюжетами, им только мешает.
Это и есть кафкианство, или осквернённое одиночество, о котором упоминает Кундера.

Нашла замечательный портрет Франца Кафки в сети, кисти современного художника:
4893
(Andreas Noßmann: www.nossmann.org)

Tags: литература, мои сны, особенности восприятия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments