Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Футуризм


«Убей писателя, спаси дерево»

 

Захотелось помечтать после прочтения статей Александра Силаева «Снова литература – кому и зачем?» и «Будущее книжной индустрии» Михаила Иванова

Похоже, печатное слово на наших глазах становится прошлым. Единая цифровая библиотека для всех, где каждый может и читать, и писать. Единые цифровые устройства чтения вместо книг. Самый короткий путь: автор – читатель. Если тебя читают – пишешь, не читают - задумываешься о смене творческой стези. Уже сегодня издательства играют роль лишь дистрибьюторов и фильтров. Когда сеть заменит книжные магазины, первое отпадает само собой.

А фильтр, нужен ли он вообще? Издатели и сами не знают, кто графоман, а кто нет.

К примеру (на себе) в журнале «Новая литература» вишу в колонке «главный редактор рекомендует» рядом с Умберто Эко и Джоном Фаулзом  (приятное соседство, не правда ли?), а на Озоне  - «Между ног» (не хочу между ног, я ж не х…).

Коммерческий успех (предполагаемый), конечно, и есть основной фильтр.

- Читателя нужно воспитывать…

Зачем, если можно предоставить ему разнообразие выбора? Книги Нобелевского лауреата 2009 Герты Мюллер уже заранее посчитали «невостребованными» в России. А почему кто-то решил выбрать за читателя? Всегда найдутся люди, чей словарный запас приближается к пушкинскому (более 20 000), те, кто не шарахнется от предложений длиной в абзац, как эллочки-людоедочки, которые обходятся 30-ю и предпочитают книжки «глотать» за вечер или ровно за две поездки на метро. Высокая литература определяется богатством языка. Интеллектуальный уровень (словарный запас) книги тоже можно измерить. К примеру, смотрите на цифру 10 000 слов и понимаете, что вашей душе предстоит немного потрудиться, смотрите на цифру 100 и знаете, что вам взять с собой в самолет. Развлечение и отдых тоже необходимы.

Многие думают о том, что книга вообще поменяет формат, то есть станет мультимедийной (фотографии + видео + текст + …) Зачем, если можно смотреть кино, увлекаться живописью, музыкой, играть в компьютерные игры? Вам нравятся экранизации любимых книг? Мне – нет. Книголюбы вообще люди особые, с фантазией, желанием создавать свой мир по прочитанной книге. И вряд ли кто-то из них захочет лишиться этого из-за встроенного в книгу видео с готовыми портретами героев. Хотя… это касается лишь худлита, деловая и обучающая литература от картинок только выиграет.  

Контекстный поиск (а-ля AdWords) тоже придет на помощь: совсем недавно искала книгу о «месте, где кончается море» и открыла для себя замечательного писателя Алессандро Барикко. Помню, раньше читала книги по принципу: один писатель рекомендует другого. Читаешь книгу, нравится, значит, читаешь и книгу, на которую ссылается ее автор.

В общем, от сетевой библиотеки выиграют все, но куда девать бумажную? (Срочно нужно купить еще шкаф, а то книги уже на полу ночуют, жаль их – сил нет!) 

Думаю, в скором времени бумажные библиотеки станут чем-то вроде коллекции живописи. То есть читать люди будут с экрана, а книги будут хранить, вкладывая в них деньги, как в полотна великих мастеров. Спорим, скоро любимая серия «Игра в классику» будет уходить с аукциона по цене полотен сюрреалистов? Книги ведь уже перестанут издавать….

Да я просто сказочно богата!

Я всегда верила, что мои книжные полки – самое ценное, что у меня есть в жизни…

 
P.S. Остается неизмеримым только одно: ценность идеи самой книги, т.е. "Зачем? Отчего? Почему?" она писалась и "Какие последствия повлечет за собой?"   
 

Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments