Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Футуризм


«Убей писателя, спаси дерево»

 

Захотелось помечтать после прочтения статей Александра Силаева «Снова литература – кому и зачем?» и «Будущее книжной индустрии» Михаила Иванова

Похоже, печатное слово на наших глазах становится прошлым. Единая цифровая библиотека для всех, где каждый может и читать, и писать. Единые цифровые устройства чтения вместо книг. Самый короткий путь: автор – читатель. Если тебя читают – пишешь, не читают - задумываешься о смене творческой стези. Уже сегодня издательства играют роль лишь дистрибьюторов и фильтров. Когда сеть заменит книжные магазины, первое отпадает само собой.

А фильтр, нужен ли он вообще? Издатели и сами не знают, кто графоман, а кто нет.

К примеру (на себе) в журнале «Новая литература» вишу в колонке «главный редактор рекомендует» рядом с Умберто Эко и Джоном Фаулзом  (приятное соседство, не правда ли?), а на Озоне  - «Между ног» (не хочу между ног, я ж не х…).

Коммерческий успех (предполагаемый), конечно, и есть основной фильтр.

- Читателя нужно воспитывать…

Зачем, если можно предоставить ему разнообразие выбора? Книги Нобелевского лауреата 2009 Герты Мюллер уже заранее посчитали «невостребованными» в России. А почему кто-то решил выбрать за читателя? Всегда найдутся люди, чей словарный запас приближается к пушкинскому (более 20 000), те, кто не шарахнется от предложений длиной в абзац, как эллочки-людоедочки, которые обходятся 30-ю и предпочитают книжки «глотать» за вечер или ровно за две поездки на метро. Высокая литература определяется богатством языка. Интеллектуальный уровень (словарный запас) книги тоже можно измерить. К примеру, смотрите на цифру 10 000 слов и понимаете, что вашей душе предстоит немного потрудиться, смотрите на цифру 100 и знаете, что вам взять с собой в самолет. Развлечение и отдых тоже необходимы.

Многие думают о том, что книга вообще поменяет формат, то есть станет мультимедийной (фотографии + видео + текст + …) Зачем, если можно смотреть кино, увлекаться живописью, музыкой, играть в компьютерные игры? Вам нравятся экранизации любимых книг? Мне – нет. Книголюбы вообще люди особые, с фантазией, желанием создавать свой мир по прочитанной книге. И вряд ли кто-то из них захочет лишиться этого из-за встроенного в книгу видео с готовыми портретами героев. Хотя… это касается лишь худлита, деловая и обучающая литература от картинок только выиграет.  

Контекстный поиск (а-ля AdWords) тоже придет на помощь: совсем недавно искала книгу о «месте, где кончается море» и открыла для себя замечательного писателя Алессандро Барикко. Помню, раньше читала книги по принципу: один писатель рекомендует другого. Читаешь книгу, нравится, значит, читаешь и книгу, на которую ссылается ее автор.

В общем, от сетевой библиотеки выиграют все, но куда девать бумажную? (Срочно нужно купить еще шкаф, а то книги уже на полу ночуют, жаль их – сил нет!) 

Думаю, в скором времени бумажные библиотеки станут чем-то вроде коллекции живописи. То есть читать люди будут с экрана, а книги будут хранить, вкладывая в них деньги, как в полотна великих мастеров. Спорим, скоро любимая серия «Игра в классику» будет уходить с аукциона по цене полотен сюрреалистов? Книги ведь уже перестанут издавать….

Да я просто сказочно богата!

Я всегда верила, что мои книжные полки – самое ценное, что у меня есть в жизни…

 
P.S. Остается неизмеримым только одно: ценность идеи самой книги, т.е. "Зачем? Отчего? Почему?" она писалась и "Какие последствия повлечет за собой?"   
 

Tags: литература
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments