Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Алхимия современности

Jackson Pollock – американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма,  чьи картины критики склонны сравнивать с картинами Клода Моне,
они же и самые дорогие  (№ 5 1948 – $ 140 млн. Sothebys  2006)

 

«Когда я рисую, я не осознаю, что делаю. И только после некоторого "привыкания" я понимаю, что начал делать. Я не боюсь вносить изменения, разрушающие весь образ, потому что картина живет своей собственной жизнью. Я стараюсь дать ей возможность проявиться. Когда я теряю контакт с картиной, получается пачкотня. И, наоборот, при сохранении контакта достигается полная гармония, диалог,

в результате получается хорошая вещь».

 



«Написанные практически бессознательно картины Поллока можно рассматривать как параллель тому, что алхимики называли бесформенной массой - massa confusa, первичной материей - prima materia или хаосом. Все эти определения относятся к драгоценному исходному продукту алхимического процесса,

к начальной точке поиска сущности бытия…

 

В.Кандинский: «По моему мнению, расщепление атома стало крахом всего мира. Внезапно рухнули крепчайшие стены. Все оказалось шатким, непрочным и аморфным. Я бы не удивился, если бы камень на моих глазах растаял в воздухе. Казалось, что наука уничтожена. Результатом этого разочарования стал отход художников от «царства природы», от «обжитого переднего плана вещей». Казалось, будто я видел, как искусство постепенно отделяется от природы».

Сравнение абстрактных картин и фотографий, полученных съемкой через микроскоп, показывает, что крайняя абстракция имажинистского искусства стала тайным и удивительным образом «натуралистической», поскольку ее субъектами являются частицы материи.

«Великая абстракция» и «великий реализм» вновь объединились. «Полюсы открывают два пути, которые приведут к одной цели в конце». Эта цель - точка слияния - достигнута в современных абстрактных картинах. Но достигнута совершенно неосознанно. Намерения художников не играют никакой роли в этом процессе.

Из этого вытекает самый важный вывод о современном искусстве: художник не настолько свободен в своем творчестве, как ему кажется. Если его работа выполняется более или менее бессознательно, она контролируется законами природы, которые, в свою очередь, на глубочайшем уровне соответствуют законам психики, и наоборот.  

Аниэлла Яффе. Современная живопись как символ

 

Получается, что бы мы ни делали, мы изображаем (творим) самих себя.

И как бы ни пытались обособить себя от мира, поиграть в уникальность и красоту снежинки,  все мы,  в конечном счете, эта самая massa confusa.

А если так, то, пожалуй,  теория переселения душ (или вернее одной мировой души состоящей из множества) верна.

Опять же открытие кварков (мельчайших частиц атомного ядра) позволило французам доказать знаменитую формулу Эйнштейна E = mc2 ( любая материя – преобразуется в энергию, а любая энергия – в материю).  

Мы шагаем с тобой под проливным дождем до метро, и даже в карманах уже лужи, а ведь еще вчера была столь красивая почти рождественская метель. Дождь превращает дороги в зеркало. Там, под асфальтом, за тонким стеклом воды,  оживают неоновые огни рекламных щитов, разноцветные блики машинных фар, ты, я, люди под неимоверно яркими зонтами. Мы лениво обсуждаем, как им (и нам)  живется в этой параллельной вселенной, созданной ночным дождем. Вселенной наоборот. И я думаю, что я – это ты, ты – это я, но что еще хуже, они – это мы, а мы – это они, люди с зонтами… Massa confusa. Разрозненные, но однородные  частицы, которые никогда не станут целым, миром, отдельной вселенной. 1, а не 0,0000000…1.

Есть один выход: если уж содержание у всех одно и то же, то уникальность состоит в форме. Никто не сможет повторить Родена или эффект сфумато. То есть любая идея и концепция должна выражаться именно в форме.  Да, я буду писать роман по кругу.  

Моя концепция «Хэппи энд неизбежен» или, используя твое, как всегда, хлестко-меткое выражение «всегда кончать на светлой ноте», должна приобрести форму идеального круга. Самый счастливый финал – это возможность второго шанса. Вечная книга, в которой конец плавно переходит в начало и так до бесконечности. Сад ветвящихся дорожек уже был, паззлами уже писали, интересно, кто-нибудь додумался  писать замкнутые в круг книги? Если нет, то это открытие, если я частица других, значит, я просто вспомнила идею, которая  уже приходила кому-то в голову до меня… Кому?

Мыслесвязь, единое поле, соединяющее тысячи умов, рождающих похожие идеи.

«Я не придумываю, я вспоминаю» (Ван Гог)  

Все-таки любое творение должно быть открытием, зачем плодить суррогаты? Любая книга, картина, музыка, кино… – это прежде всего путь к себе, а потом уже к читателю-зрителю-слушателю, процесс самопознания и открытия самого потаенного внутри себя, но если все мы обладаем однородным содержанием, то смысл открывать себя, когда можно заглянуть в другого как зеркало и просто вспомнить?   

Все-таки им, первым, было намного легче, они себя открывали, а не в себе других…

Tags: Проникновение, искусство
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments