Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Алхимия современности

Jackson Pollock – американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма,  чьи картины критики склонны сравнивать с картинами Клода Моне,
они же и самые дорогие  (№ 5 1948 – $ 140 млн. Sothebys  2006)

 

«Когда я рисую, я не осознаю, что делаю. И только после некоторого "привыкания" я понимаю, что начал делать. Я не боюсь вносить изменения, разрушающие весь образ, потому что картина живет своей собственной жизнью. Я стараюсь дать ей возможность проявиться. Когда я теряю контакт с картиной, получается пачкотня. И, наоборот, при сохранении контакта достигается полная гармония, диалог,

в результате получается хорошая вещь».

 



«Написанные практически бессознательно картины Поллока можно рассматривать как параллель тому, что алхимики называли бесформенной массой - massa confusa, первичной материей - prima materia или хаосом. Все эти определения относятся к драгоценному исходному продукту алхимического процесса,

к начальной точке поиска сущности бытия…

 

В.Кандинский: «По моему мнению, расщепление атома стало крахом всего мира. Внезапно рухнули крепчайшие стены. Все оказалось шатким, непрочным и аморфным. Я бы не удивился, если бы камень на моих глазах растаял в воздухе. Казалось, что наука уничтожена. Результатом этого разочарования стал отход художников от «царства природы», от «обжитого переднего плана вещей». Казалось, будто я видел, как искусство постепенно отделяется от природы».

Сравнение абстрактных картин и фотографий, полученных съемкой через микроскоп, показывает, что крайняя абстракция имажинистского искусства стала тайным и удивительным образом «натуралистической», поскольку ее субъектами являются частицы материи.

«Великая абстракция» и «великий реализм» вновь объединились. «Полюсы открывают два пути, которые приведут к одной цели в конце». Эта цель - точка слияния - достигнута в современных абстрактных картинах. Но достигнута совершенно неосознанно. Намерения художников не играют никакой роли в этом процессе.

Из этого вытекает самый важный вывод о современном искусстве: художник не настолько свободен в своем творчестве, как ему кажется. Если его работа выполняется более или менее бессознательно, она контролируется законами природы, которые, в свою очередь, на глубочайшем уровне соответствуют законам психики, и наоборот.  

Аниэлла Яффе. Современная живопись как символ

 

Получается, что бы мы ни делали, мы изображаем (творим) самих себя.

И как бы ни пытались обособить себя от мира, поиграть в уникальность и красоту снежинки,  все мы,  в конечном счете, эта самая massa confusa.

А если так, то, пожалуй,  теория переселения душ (или вернее одной мировой души состоящей из множества) верна.

Опять же открытие кварков (мельчайших частиц атомного ядра) позволило французам доказать знаменитую формулу Эйнштейна E = mc2 ( любая материя – преобразуется в энергию, а любая энергия – в материю).  

Мы шагаем с тобой под проливным дождем до метро, и даже в карманах уже лужи, а ведь еще вчера была столь красивая почти рождественская метель. Дождь превращает дороги в зеркало. Там, под асфальтом, за тонким стеклом воды,  оживают неоновые огни рекламных щитов, разноцветные блики машинных фар, ты, я, люди под неимоверно яркими зонтами. Мы лениво обсуждаем, как им (и нам)  живется в этой параллельной вселенной, созданной ночным дождем. Вселенной наоборот. И я думаю, что я – это ты, ты – это я, но что еще хуже, они – это мы, а мы – это они, люди с зонтами… Massa confusa. Разрозненные, но однородные  частицы, которые никогда не станут целым, миром, отдельной вселенной. 1, а не 0,0000000…1.

Есть один выход: если уж содержание у всех одно и то же, то уникальность состоит в форме. Никто не сможет повторить Родена или эффект сфумато. То есть любая идея и концепция должна выражаться именно в форме.  Да, я буду писать роман по кругу.  

Моя концепция «Хэппи энд неизбежен» или, используя твое, как всегда, хлестко-меткое выражение «всегда кончать на светлой ноте», должна приобрести форму идеального круга. Самый счастливый финал – это возможность второго шанса. Вечная книга, в которой конец плавно переходит в начало и так до бесконечности. Сад ветвящихся дорожек уже был, паззлами уже писали, интересно, кто-нибудь додумался  писать замкнутые в круг книги? Если нет, то это открытие, если я частица других, значит, я просто вспомнила идею, которая  уже приходила кому-то в голову до меня… Кому?

Мыслесвязь, единое поле, соединяющее тысячи умов, рождающих похожие идеи.

«Я не придумываю, я вспоминаю» (Ван Гог)  

Все-таки любое творение должно быть открытием, зачем плодить суррогаты? Любая книга, картина, музыка, кино… – это прежде всего путь к себе, а потом уже к читателю-зрителю-слушателю, процесс самопознания и открытия самого потаенного внутри себя, но если все мы обладаем однородным содержанием, то смысл открывать себя, когда можно заглянуть в другого как зеркало и просто вспомнить?   

Все-таки им, первым, было намного легче, они себя открывали, а не в себе других…

Tags: Проникновение, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments