Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Антихрист. Пленники безумия

Да… Тарковский в гробу перевернулся от того, что «это» посвятили ему.

Это уже не кино, это безумие. Беспросветное безумное насилие и боль на экране.

Пленники безумия не только герои фильма Триера, но и сам он как художник. 

 

История знает немало таких примеров:

Антонен Арто, создавший во Франции Театр жестокости с кровавыми фонтанами, открыто признавался в мемуарах и «Театр и Его Двойник» в том, что болен маниакальным психозом, когда ему становилось невыносимо страшно, он ложился в клинику, остальное время сидел на тяжелых препаратах.

Ежи Косински, написавший «Раскрашенную птицу» - самое жестокое произведение ХХ века, всю жизнь сочинял мифы о собственном происхождении, сам же в них искренне верил и покончил жизнь самоубийством в точности, как один из героев своего же романа.

Все они утешались мыслью, мол, Ницше тоже считали безумным. Но считаться и быть – разные вещи.

Да, творец, создает что-то озарениями, подключаясь к инфосети коллективного бессознательного, НЕрационально. Только бездари говорят о труде, который превратил их из обезьяны в художника. Гении знают: творит не разум.

Но любое произведение искусства состоит из идеи и ее воплощения. На каком-то этапе художник доходит до такого совершенства воплощения (с «картинкой» Антихриста мало какое современное кино вообще сравнится), что ему прощают все, даже идейную слепоту. Но если Художник видит в мире только зло, он слепой. Если он при этом продолжает творить, то заражает и зрителей болезнью насилия. Таков Антихрист. А Ларс, похоже, глубоко болен. А мы продолжаем восторженно ахать и вручать призы в Каннах. Если простого смертного давно бы упекли, то гению позволено все. На заре Голливуда был один Оскар за фильм, он, если не ошибаюсь, так и называется « сколько-то способов убить ребенка» - одним из способов стало яблоко с лезвием внутри, скормленное ребенку… 
Мне кажется, художнику нужно определиться для кого он снимает кино: для собратьев "по камере" или все же для зрителей. Ведь человечество в массе своей не думает, не умеет думать, а посему есть звери, которых не стоит выпускать из клетки: оружия против них (осмысления) нет ни у кого, разве что у тех, кто сам таких же зверей создает.
  

Искаженное прочтение гностических Евангелий... Как удобно! Злой бог Демиург создал хаос, а мы – его часть и не можем противостоять злу - своей природе. Вали все на богов. Только у гностиков же был Великий свет, который и есть истинный бог, чья частица есть в каждом из нас и должна быть открыта. Собственно, гностики переработали идею греков и египтян о богах света и тьмы, просто двигаясь к монотеизму, объединили их. Тень – лишь место, где останавливается свет, а абсолютный свет – есть тьма, и невозможно противопоставлять две стороны друг другу.

В Антихристе же христианство – безнадежно: добро вступает во взаимодействие со злом, сначала хочет помочь, а потом борется за выживание и убивает… то есть само становится злом. Отсюда единственное возможное: непротивление злу, ударили – подставь другую щеку и будь уничтожен, только так злом не станешь. Тупик.

Но жанр притчи должен создавать, приводить к пониманию, давать прозрение, а не тащить всех с собой во тьму. Притча должна делать мир лучше, а не разрушать.

Фильмы Триера, начиная, пожалуй, с Догвилля, разрушают. После них - невыносимо темно, словно вычерпали всю радость, погасили весь свет. Не знаю, как для вас, а для меня как художник он закончился. Как бы гениально ни было воплощение, идея – первична, и она должна созидать. 

UPD. сохранила созвучный коммент:

 

Самый главный шифр для толкования "Посвещается Тарковскому". "Антихрист" - это АнтиТарковский. У того главным образом, абсолютно положительным, сердцевым, символом веры, стержнем поэзии был образ женский. Во всех или почти во всех фильмах. В "Антихристе" всё вертится опять вокруг женского, но только со знаком минус. В итоге всё выглядит какой-то искусственной заумью, экспериментом без чувства, паразитизмом, работой киномана. Он исследует поэтику, метафизику Тарковского, пытаясь прорости в ней вирусом, ржавчиной, червём, но хоть как-то к ней прикоснуться. Ну, а в итоге, ну вы видели что.

Это именно что арт-хаус, а не искусство: кино для киношников, чтоб они посмотрели, закрыли моду на Тарковского, перестали ему подражать и пытались корпеть над собственным слогом. Ну и правильно фон. Покинула Муза - иди в учителя.

 

 


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments