Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Антихрист. Пленники безумия

Да… Тарковский в гробу перевернулся от того, что «это» посвятили ему.

Это уже не кино, это безумие. Беспросветное безумное насилие и боль на экране.

Пленники безумия не только герои фильма Триера, но и сам он как художник. 

 

История знает немало таких примеров:

Антонен Арто, создавший во Франции Театр жестокости с кровавыми фонтанами, открыто признавался в мемуарах и «Театр и Его Двойник» в том, что болен маниакальным психозом, когда ему становилось невыносимо страшно, он ложился в клинику, остальное время сидел на тяжелых препаратах.

Ежи Косински, написавший «Раскрашенную птицу» - самое жестокое произведение ХХ века, всю жизнь сочинял мифы о собственном происхождении, сам же в них искренне верил и покончил жизнь самоубийством в точности, как один из героев своего же романа.

Все они утешались мыслью, мол, Ницше тоже считали безумным. Но считаться и быть – разные вещи.

Да, творец, создает что-то озарениями, подключаясь к инфосети коллективного бессознательного, НЕрационально. Только бездари говорят о труде, который превратил их из обезьяны в художника. Гении знают: творит не разум.

Но любое произведение искусства состоит из идеи и ее воплощения. На каком-то этапе художник доходит до такого совершенства воплощения (с «картинкой» Антихриста мало какое современное кино вообще сравнится), что ему прощают все, даже идейную слепоту. Но если Художник видит в мире только зло, он слепой. Если он при этом продолжает творить, то заражает и зрителей болезнью насилия. Таков Антихрист. А Ларс, похоже, глубоко болен. А мы продолжаем восторженно ахать и вручать призы в Каннах. Если простого смертного давно бы упекли, то гению позволено все. На заре Голливуда был один Оскар за фильм, он, если не ошибаюсь, так и называется « сколько-то способов убить ребенка» - одним из способов стало яблоко с лезвием внутри, скормленное ребенку… 
Мне кажется, художнику нужно определиться для кого он снимает кино: для собратьев "по камере" или все же для зрителей. Ведь человечество в массе своей не думает, не умеет думать, а посему есть звери, которых не стоит выпускать из клетки: оружия против них (осмысления) нет ни у кого, разве что у тех, кто сам таких же зверей создает.
  

Искаженное прочтение гностических Евангелий... Как удобно! Злой бог Демиург создал хаос, а мы – его часть и не можем противостоять злу - своей природе. Вали все на богов. Только у гностиков же был Великий свет, который и есть истинный бог, чья частица есть в каждом из нас и должна быть открыта. Собственно, гностики переработали идею греков и египтян о богах света и тьмы, просто двигаясь к монотеизму, объединили их. Тень – лишь место, где останавливается свет, а абсолютный свет – есть тьма, и невозможно противопоставлять две стороны друг другу.

В Антихристе же христианство – безнадежно: добро вступает во взаимодействие со злом, сначала хочет помочь, а потом борется за выживание и убивает… то есть само становится злом. Отсюда единственное возможное: непротивление злу, ударили – подставь другую щеку и будь уничтожен, только так злом не станешь. Тупик.

Но жанр притчи должен создавать, приводить к пониманию, давать прозрение, а не тащить всех с собой во тьму. Притча должна делать мир лучше, а не разрушать.

Фильмы Триера, начиная, пожалуй, с Догвилля, разрушают. После них - невыносимо темно, словно вычерпали всю радость, погасили весь свет. Не знаю, как для вас, а для меня как художник он закончился. Как бы гениально ни было воплощение, идея – первична, и она должна созидать. 

UPD. сохранила созвучный коммент:

 

Самый главный шифр для толкования "Посвещается Тарковскому". "Антихрист" - это АнтиТарковский. У того главным образом, абсолютно положительным, сердцевым, символом веры, стержнем поэзии был образ женский. Во всех или почти во всех фильмах. В "Антихристе" всё вертится опять вокруг женского, но только со знаком минус. В итоге всё выглядит какой-то искусственной заумью, экспериментом без чувства, паразитизмом, работой киномана. Он исследует поэтику, метафизику Тарковского, пытаясь прорости в ней вирусом, ржавчиной, червём, но хоть как-то к ней прикоснуться. Ну, а в итоге, ну вы видели что.

Это именно что арт-хаус, а не искусство: кино для киношников, чтоб они посмотрели, закрыли моду на Тарковского, перестали ему подражать и пытались корпеть над собственным слогом. Ну и правильно фон. Покинула Муза - иди в учителя.

 

 


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments