Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

О мечте...

Болею после «Коллекционера» Фаулза, лечусь «Игрой в бисер» Гессе…

После некоторых книг действительно заболеваешь. Когда болеет тело, знаешь что делать – выпил аспирину и все. А когда душа… Самое страшное, что это теперь навсегда останется внутри, как отпечаток.

Книга гениальная и … жуткая. Всегда где-то на подкорке знала: надо опасаться не сильных и злых, а убогих и несчастных*. Потому что если последним выпадает шанс, то сам ад идет за ними…

 

 

Все два дня, пока читала книгу, не покидало ощущение, что это не просто история о маньяке, заточившем молодую художницу в подземелье, а страшная аллегория, притча о человеке (любом) и его мечте.

Мечта заперта в тесном подвале. Иногда (если хорошо себя ведет и ничего не требует) ее выпускают на несколько минут подышать воздухом в сад, а небо она видит только в замочной скважине.

Мечта в подвале человеческого разума целыми днями пишет небо:

« Просто провожу линию в нескольких сантиметрах от нижнего края. Это – земля. И больше не думаю ни о чем, кроме неба. Июньское небо. Декабрьское. Августовское. В весеннем дожде. В молниях. На заре. В сумерках. Написала уже с десяток небес. Только небо, больше ничего. Просто – линия, а над нею – небо…»

Человек никогда не выпустит ее на свободу, она так и сдохнет у него внутри от туберкулеза, зачахнет в подвале.

И еще подумалось, что если она и вырвется (вдруг все-таки хватит ей сил прорыть тоннель) то … никто не даст ей бегать свободно по дорогам, никто не отвезет в родной город, скорее всего она попадет в следующее такое же калибанское подземелье… Или на земле уже апокалипсис и там, наверху, нет воздуха…

 

Из пронзительного дневника Миранды:

«Когда рисуешь что‑нибудь, оно живет. А когда фотографируешь, умирает.

Коллекционирование – это антижизнь, антиискусство, анти – все на свете»
(аукционы картин кажутся грешными, картины великих не должны умирать в частной коллекции, они должны выставляться в музеях – для всех)

 

«Двое в пустыне пытаются отыскать не только друг друга, но и оазис, где они смогут быть вместе.

…любовь приходит к нам по‑разному, в разных обличьях, в разных одеждах, и, может быть, нужно очень много времени, чтобы понять, принять и называть ее по имени...»

 

P.S.

В последние дни, и даже месяцы, я постоянно думаю о том, какие книги будут читать люди, обогреваясь у костра, когда наступит конец мира и солнце погаснет. Точно не эту…

Иногда проза жизни настолько реалистична, что, может, и не убивает, но калечит. Это хорошо для мирного, сытого времени, когда войн не хватает.
А вот «Игра в бисер» спасет многих от отчаяния. Уверена, во времена, когда все рушится, люди ищут кристально чистые истины. Нити из белого и голубого бисера... 

Для меня же искусство – это прежде всего красота.

Я согласна с Флобером: нужно запереться в башне из слоновой кости, подальше от этого моря распада. Только так можно создать то, что будет дарить надежду, а не отбирать ее.

В тяжелые времена люди будут читать светлые книги.

 

P.P.S.

А еще заметила: не могу писать моральных уродов, падших ангелов – да, интересно, но не бесчувственных, не извращенцев… Литературный герой ведь живет у автора внутри, с ним автор проводит все свое время, а я не могу жить с уродами, только с людьми. Поэтому сколько бы в меня не плевались, буду писать героев.

Да, театрально, зато красиво.
И я никогда не думала КАК писать, но вечно мучаюсь размышлениями О ЧЕМ И О КОМ.
Вот еще одна цитата об искусстве из дневника Миранды:

«Это все равно что твой собственный голос. Каким бы он ни был, ты миришься с ним и говоришь как можешь, ибо у тебя нет выбора. Но важно, что ты говоришь. Именно это отличает великое искусство от всего остального»

* есть люди страдающие (действие души), а есть несчастные (свершившийся факт природы), т.е. обделенные чем-либо.
 

Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments