Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

Понедельничное

«Женщину в песках» Кобо Абэ прочла по совету мамы. Она, правда, никак не могла вспомнить (давно читала, в юности), что именно там, в песках: дом? женщина? жизнь? смерть?

Сказала, что песок летит и летит, а они всё роют и роют, откапывают свои дома, чтобы спасти деревню. «Какая жуткая аллегория на человеческую жизнь», – подумала  я.

 

Так и оказалось. Чем-то «Женщина в песках» напомнила «Замок» Кафки. Безысходностью, но эта безысходность в разы ужаснее, потому что ломает человека.

Загнанный в ловушку песчаной ямы, он теряет всё человеческое. Неудавшийся побег и выбор: утонуть в зыбучих песках или вернуться в яму к новым унижениям и к женщине – способу примирения с ними? Почему-то подумалось, что вера решает всё. Она делает человека по-настоящему свободным. Если веришь, или хотя бы знаешь, что там, за чертой, ждут, можешь найти силы и достойно принять смерть, если нет – продолжаешь отчаянно цепляться за жизнь, превращаясь в животное. И даже вода, добытая в песке, не спасёт уже. Билета в оба конца не бывает.

«Жизнь прекрасна!» переводится не иначе, как «Дыши полной грудью! Каждую секунду мы умираем!».
Нельзя просто терпеть жизнь, убивать время.

Раньше честной метафорой жизни казалась одиночная камера Цинцинната Ц В.Набокова. «Смертный приговор»  коему «объявили шёпотом, обмениваясь улыбками», и теперь он в заточении пишет и пишет своё послание миру, которое никто не прочтёт. («Приглашение на казнь»).

Но есть ещё безжалостнее строчки:

«… – Разве одно то, что тебе открывают глаза на тебя самого, не есть прекрасное творчество?

… – Желание стать писателем – самый обыкновенный эгоизм: стремление стать кукловодом и тем самым отделить себя от остальных марионеток. С той же целью женщины прибегают к косметике…»

И всё же… Цинциннат Ц – свободен, может путешествовать при помощи пера и бумаги, пусть даже и в прошлое. Это и есть верёвочная лестница из ямы песка. Большинство же прочих всего лишь приспособились без неё (лестницы) обходиться.

 

P.S.

Так что пойду быстро разбросаю песок и в кафе – к неисписанным листам тетрадки.

 

Ещё одна цитата из «песков» напоследок:

«Лето, полное ослепительного солнца, бывает ведь только в романах и кинофильмах.

А в жизни — это воскресные дни скромного маленького человека, который выехал за город, где все тот же запах едкого дыма, и лежит на земле, подстелив газету, открытую на страницах, посвященных политике… Термос с магнитным стаканчиком и консервированный сок… взятая напрокат после долгого стояния в очереди лодка — пятнадцать йен в час… Побережье, на которое накатывается свинцовая пена прибоя, кишащая дохлой рыбой… А потом электричка, битком набитая до смерти уставшими людьми… Все всё прекрасно понимают, но, не желая прослыть глупцами, позволившими одурачить себя, усердно рисуют на сером холсте какое-то подобие празднества. Жалкие, небритые отцы тормошат своих недовольных детей, заставляя их подтвердить, как прекрасно прошло воскресенье… Сценки, которые каждый хоть раз да видел в углу электрички… Почти трогательная зависть к чужому солнцу».  


Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments