Марго Па (margopa) wrote,
Марго Па
margopa

за пределами круговерти

«…его дом разлетелся вдребезги и в нем самом ничто не осталось на своем месте, но в то же время – это было так, чудесным образом так, – на полу, на потолке, под кроватью и даже в тазу плавали и сверкали звезды и осколки вечности, стихи, подобные солнцам, и огромные лица женщин и котов, горевшие яростью, присущей обоим этим родам; и все это – вперемешку с мусором и яшмовыми пластинками его собственного языка, где слова денно и нощно яростно сражались и бились, как муравьи со сколопендрами, и где богохульство сожительствовало с точным изложением сути вещей, а чистый образ – с отвратительным жаргоном…»

(Хулио Кортасар «Игра в классики»)











Удивительная в этом году зима. Мороз, но не холодно. И в небе над улицами, проспектами, переулками, площадями реет огромный жёлтый глаз уже не слепого солнца. Можно бродить по городу, греться в кафешках глинтвейном, думать о том, что слёзы красивее улыбок, потому что искреннее. Любоваться картинами Караваджо, ходить в кино на дневные сеансы. Много читать. Вспоминать Венецию, потому что красота исцеляет. Парень стоял в пустом зале музея у картины и плакал. Я постаралась исчезнуть незамеченной. «Слёзы – высшая степень улыбки» (Стендаль). Почему улыбаться в общественных местах позволено, а плакать нет?
Блюз в кафе и сладкие слёзы. И обязательно кто-нибудь подойдёт спросить, что случилось. Ничего, истинная улыбка вместо клоунского оскала. Дэвид Линч назвал свой дебютный альбом «Crazy Clown Time» – точнее про нас и не скажешь.
Слава богу, мне больше некому скалиться в ответ ни ради денег, ни из вежливости. Теперь  могу даже не разговаривать ни с кем. Свобода и возможность побыть наедине с собой, почувствовать одиночество, просто почувствовать – необходимые составляющие слова «счастье».

Помню, был октябрь, и дети играли во дворе. Карусель крутилась, дети из последних сил держались за поручни, чтобы не вылететь за край. Карусель – метафора нашей цивилизованной жизни, подумалось мне тогда. Круг, покинуть который способен или очень сильный (выжить в дикой природе), или святой. Дети не выдерживали и разжимали руки, падали, и кто-то плакал, а кто-то терпеливо ждал, когда ход замедлится и можно будет снова вскочить в круговерть. Один мальчик отошёл от карусели и сел на скамейку. Смотрел, как солнце обводит кружками «глазки» сучков – скамейка была свежевыстроганной и некрашеной. Я смотрела на него и вспоминала строчку о «почти трогательной зависти к чужому солнцу» («Женщина в песках» Кобо Абэ).
Он улыбнулся, и я решила, что сделаю точно так же: карусель никуда не денется, а вот осень превратится в зиму, глазом не успеешь моргнуть, не заметишь.
–  Неужели собираешься потерять столько времени, целых девять месяцев?
Потерять? Скорее, найти. Повседневность делает вас Другими: днём решаете проблемы боссов, вечером – ваших домашних. Вы не думаете, то есть вообще. Не успеешь ухватить сверкающую всеми бликами радуги мысль за хвостик, как зазвонит телефон – по очередному пустяку с тэгом «срочно надо» – и когда нажимаешь «отбой», она уже ускользнула и вспомнить её невозможно.
Так что хватит с меня, считаю, за 15 лет беспробудного труда заработала на творческий отпуск созерцания времён года. Буду просыпаться без будильника, первой слушать мартовскую капель, днями напролёт блуждать с «зеркалкой» по тенистым изогнутым улочкам старой Москвы, сжимать в руках каштановые свечи, писать стихи и акварели, кормить голубей и уток в парках, всем существом ощущать длину минуты, тонуть в бесконечности летнего неба, ловить звёзды в ладоши, вдыхать запах травы и осенних листьев, купаться в ледяных карельских озерах… жить, думать, чувствовать, творить без оглядки. Да много чего ещё, главное Я – БУДУ.

В конце концов, герои кинофильма «Достучаться до небес» знали, что умирают. Но их месяцы мечты стоили лет повседневности. И выражаясь словами той притчи, где людям на могилах писали не годы жизни, а часы счастья, их век был дольше, чем у многих. Я тоже смогу накопить перед возвращением в очередную офисную тюрьму в ноябре по причине безденежья. Так или иначе, весь наш мир – тюрьма, хоть творчество, хоть работа. Даже рыцари свободного копья (фрилансеры) вынуждены подчиняться сюзерену (заказчику), а художники соответствовать ожиданиям зрителей, вписываться в рамки. Не получится, как писал Кортасар, «левую руку соединить с сердцем, а правую с кистью», если ты не клошар.

В мире нет абсолютной свободы, но есть временная. Её и залью в себя до краёв. Ведь понять, что есть время, и что значит жить, можно лишь за пределами повседневности и без суеты.

P.S. Фильм «Счастливые люди» Дмитрия Васюкова рекомендую, НАСТОЯЩЕЕ КИНО
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/535284/ (международная версия)
http://www.youtube.com/watch?v=U-ZUyzjYWl8


Tags: lytdybr, Москва, кино, особенности восприятия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments